Понедельник, 20.05.2024, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя-логопеда Белоусовой Кристины Андреевны

Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои файлы » Консультации для педагогов

Дизартрия

 Дизартрия

Любое заболевание приобретает более зловещий характер, если оно поражает наших детей. Согласитесь, даже самый пресловутый насморк может стать большой проблемой, если он у маленького человечка. А если проблема гораздо серьезнее насморка? Если мы начинаем понимать что, что-то, что происходит с ребенком, может негативно отразиться на всей его дальнейшей жизни?

 

     Речь — вид деятельности головного мозга. В коре головного мозга за речь отвечают три центра. Речевой процесс – это круговой процесс. Речевой круг (непрерывный замкнутый цикл) образуют три мозговых речевых центра, функционирующих по-разному:

Центр Брока - голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи т.е. управляет всей речевой мускулатурой.

Центр Вернике - слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих.

Ассоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше.

     Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

     Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс.

Для существования речевого круга и длительного речевого процесса необходимо, чтоб все три речевых центра работали синхронно, а с другой стороны эти три центра имеют разную биологическую мощность и, соответственно, развиваются не одновременно, а последовательно:

Ребенок рождается, и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока.

Еще через несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово “мама” и т.д. т.е. вторым формируется слуховой центр Вернике, который "распознает" слова.

И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр. Его развитие обусловлено воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами.

 

В норме к 2-3 годам ребенок учится синхронизировать речевые центры.

Но иногда этот процесс может нарушаться…

 

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо

следующее:

_определенный импульс, посылаемый из моторного центра речи — зоны Брока;

-необходима передача этого импульса по нервам к органам и его трансформация в определенную команду;

-необходима сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи;

-необходима сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти.

     Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Что же происходит при дизартрии?

     Речевой центр мозга, известный как обонятельное поле Брока, через нервную систему посылает импульсы всем мышцам и органам, которые участвуют в речевом процессе (языку, губам, неба, глотки, дыхательного аппарата), но вследствии органического поражения ЦНС связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом ухудшается.

У детей с дизартрией нарушается подвижность речевой и

мимической моторики. Очень часто наблюдается слабость (вялость) или наоборот спастичность (напряженность) артикуляционной мускулатуры. Из-за этого темп выполнения артикуляционных движений, которые совершает наш язык заметно снижается, наблюдается неточность выполнения, снижена амплитуда артикуляционных движений. Многие дети слабо ощущают положение языка, губ с трудом находят направление их движений, необходимых для произнесения звуков.

Таким образом, страдает звукопроизносительная сторона речи.

Речь ребенка с дизартрией становится нечеткой, смазанной. Складывается такое ощущение, что речь как акварельные краски, расплылись по бумаге.

Кроме нарушения звукопроизношения у детей  с дизартрией страдает голос: он может быть тихим, слабым, а иногда наоборот хриплым, резким, напряженным, чрезмерно громким. У части детей даже появляется фальцет (высокий, напряженный и визжащий).

Страдает дыхание: ритм дыхания нарушен, отмечается слабость

речевого дыхания, дыхание носит поверхностный характер. Вследствие этого речь теряет свою плавность.

Страдает темп речи - который может быть ускоренным или

 наоборот замедленным.

 

 Определение дизартрии звучит так:

 

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.

 

Дизартрия  - это диагноз, в основе которого лежит органическое поражение ЦНС, которое могло возникнуть вследствии различных причин: в период внутриутробного развития, во время родов, а так же в постнатальном (послеродовом) периоде.

Например:

В период внутриутробного развития.

         - различные заболевания, перенесенные мамой во время

           беременности, в том числе и обычное ОРЗ;

         - гипоксия плода во время беременности;

         - прием медикаментов;

         - токсикозы второй половины беременности.

В период родов (недоношенность, затяжные или стремительные роды вызывающие кровоизлияния в мозг младенца); недлительная асфиксия (удушье) – это тот случай, когда ребенок закричал не сразу.

В раннем возрасте: инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит).

     Мы так подробно останавливаемся на симптоматике дизартрии для того, чтобы Вы поняли, что на 100% скорректировать дизартрию одними логопедическими и педагогическими методами невозможно.

     Подход к устранению дизартрии должен быть комплексным и включать в себя:

медикаментозное лечение, направленное на восстановление функций ЦНС;

массаж и физиотерапевтические процедуры, цель которых   нормализация тонуса язычной и мимической мускулатуры; логопедическую работу, которая включает в себя артикуляционную гимнастику - необходимую для тренировки и развития подвижности органов артикуляционного аппарата; формирование укладов необходимых для произнесения того или иного звука; работу над дыханием; развитие грамматического строя речи; формирование полноценной связной речи, а так же, общеукрепляющую терапию, которая заключается в приеме

витаминизированных препаратов.

 

 

 

 

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: Kristina (27.12.2021)
Просмотров: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz