Понедельник, 20.05.2024, 02:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя-логопеда Белоусовой Кристины Андреевны

Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои файлы » Консультации для родителей

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно-педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

в ходе осуществления коррекционно-педагогической работы

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

·  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·  Объединить усилия для развития и воспитания детей;

·  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

·  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

·  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями  логопедической работы с родителями являются:

·  Консультативно–просветительская работа

·  Коррекционно-обучающая работа

·  Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

·  Ознакомление с результатами логопедического обследования.

·  Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

·  Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

·  Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

·  Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

·  Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

·  Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

·  Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

·  Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

·  Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

·  Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

·  Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

·  Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

·  Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

·  Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

·  Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

·  Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

·  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

·  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

·  Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·  Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·  Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

·  То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

·  Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Kristina (27.08.2020)
Просмотров: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz