Понедельник, 20.05.2024, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя-логопеда Белоусовой Кристины Андреевны

Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои файлы » Консультации для родителей

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много(игро-,сказко-,смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия - и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса ( который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

 

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

·  нормализовать мышечный тонус,

·  Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева..

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии.

·  В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.

·  Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

·  Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.

·  Мятное повышает настроение.

·  Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.

·  Розмариновое - улучшает память.

·  Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.

·  Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.

·  Пихтовое – устраняет депрессию, чувство неуверенности.

·  Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Цели:

·  Создавать положительный эмоциональный фон.

·  Стимулировать двигательные функции.

·  Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

·  Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

У детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения, внимание неустойчивое, они с трудом задерживается на одном предмете длительное время. Их особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Музыкальное сопровождение игр ведёт к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, темпа, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова. Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

·  Прослушивание музыкальных произведений,

·  Ритмические движения под музыку,

·  Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,

·  Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

·  Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

·    музыка Вагнера

·    оперетты Оффенбаха

·    «Болеро» Равеля

·    «Весна священная» Стравинского

·    «Каприз № 24» Никколо Паганини

·  Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

·   

·  Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

·    музыка Франсиса Гойи

·    «Времена года» Чайковского

·    «Лунная соната» Бетховена

·    фонограмма пения птиц

·  Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

·  Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

·  Цель логопедических и логоритмических  занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального  фона реабилитации:

·  -  снятие фактора тревожности

·  -  стимуляция двигательных функций

·  -  развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

·  -  растормаживание речевой функции

·  -  развитие чувства ритма, темпа, времени

·  -  развитие мыслительных способностей и фантазии

·  -  развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков 

·  Музыкальная ритмика используется при лечении

·    тиков

·    заикания

·    нарушений координации

·    расторможенности

·    моторных стереотипов

·    дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

·    брадилалии и тахилалии

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

·  Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

·  Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,

·  На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. ( цветотерапия, светотерапия)

Цели:

·  Нормализовать мышечный тонус,

·  Нейтрализовать негативное состояние.

·   

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джок терапия.

Цели:

·  Нормализовать мышечный тонус,

·  Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Цели:

·  Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

·  Снять мышечную напряженность.

·  Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

·  Развить активность, расширить жизненный опыт.

·  Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

·  Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

·  Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

·  Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

·  Расширить словарный запас

·  Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

·  Развивать фонематический слух и восприятие.

·  Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

·  Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в тетради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением имеется обширный практический материал, и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Kristina (28.01.2021)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz