Пятница, 18.07.2025, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя-логопеда Белоусовой Кристины Андреевны

Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои файлы » Консультации для родителей

Подготовка к обучению технике письма

                                         ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ПИСЬМА

Подготовка к обучению технике письма у детей с интеллектуальным недоразвитием осложняются легкой формой нарушения движений. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуслав­ливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недо­статочная деятельность нервной системы делает движения нелов­кими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время правильно удерживать каран­даш или ручку. По мере нарастания утомления движения кисти ру­ки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зритель­но-двигательной координации.

Как помочь ребенку при обучении технике письма и избежать трудностей?

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в не­скольких направлениях:

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентирование на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

 

Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновре­менно во всех направлениях.

Развитию руки способствуют занятия не только на занятиях «грамота», но и на других занятиях (труда, физкультуры, ритмики, ма­тематики) и во игр (игры с мозаикой и дру­гими мелкими предметами, лепки, рисования, плетения и т.д.). В свою очередь, овладение техникой письма способствует развитию внимания, глазомера, координации движений рук, так необходи­мых для занятий другими дисциплинами.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2—3 ми­нуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце урока.

Упражнения для пальцев и кистей рук

Предлагаем систему упражнений, разработанную И.Ф. Мар­ковской и Е.А. Екжановой. Гимнастика рук начинается с размин­ки: их сгибания и выпрямления. Детям нравится использовать для этого упражнения игрушки с пищалками. Затем следуют упражне­ния на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно они имитиру­ют действия с каким-либо реальным предметом.

"Красим забор": движение кистей рук вверх — вниз, затем вправо — влево.

"Погладим котенка": плавные движения поглаживания снача­ла одной, потом другой рукой.

"Курочка пьет водичку": локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед.

"Музыканты": движениями рук дети копируют игру на разли­чных музыкальных инструментах.

"Солим суп": локти опираются на стол, пальцы обеих рук вос­производят соответствующие движения.

Далее предлагаются упражнения на удержание кисти руки в определенной позе. Сначала ребенок действует каждой рукой по­очередно, затем двумя руками одновременно.

"Зайчик": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак; постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы — зайчик вытянул ушки.

Можно предварить это упражнение загадкой о зайце, сопро­вождать действия считалкой:

Зимой белый, летом серый.

Прыгает ловко, любит морковку.

 

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капусту нашел,

Сидит, грызет.

Иди прочь —

Хозяин идет.

 

 "Кольцо": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы и соеди­няются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

"Гусь": рука опирается па локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

"Коза-дереза": пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указа­тельный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой "Идет коза рогатая..."

Упражнения для автоматизации движений и развития внима­ния состоят из серии последовательных действий. Они сопровож­даются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соот­ветствует выполняемым движениям.

"Пальчики поздоровались": кончик большого пальца после­довательно прикасается к остальным. Упражнение сначала выпол­няется одной, а затем двумя руками. Разновидность этого упраж­нения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу. Пальцы разведены; поочередно одноименные паль­цы соприкасаются, постукивая подушечками друг о друга. Выпол­нение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:

 

Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

 

— Пальчик-мальчик, где ты был?

  • С этим братцем в лес ходил.
  • С этим братцем щи варил.
  • С этим братцем кашу ел.
  • С этим братцем песни пел.

 

"Человечек бежит": указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее — двумя руками вместе.

"Цветок распустился": пальцы зажаты в кулак; каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки у цветка; большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней — цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках отводятся назад — цветок распустился. Это упражнение сопрово­ждается чтением стихотворения о цветах, например:

 

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.   

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы.

 

"Зайчик — кольцо": упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем — другой, а далее обеими руками вместе.

"Ладонь — кулак": руки опираются на локти, ладони обраще­ны друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжи­мается в кулак и вновь легко ударяет о ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.

Сначала объяснение взрослого сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию. Постепенно показ устраня­ется, остаются только словесные указания. Возвращаться к показу следует лишь в случае неправильных действий ребенка. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педа­гог следит за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если ребе­нок не может самостоятельно принять нужную позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет его руку и действует вместе с ним. В случае необходимости ребенок может поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работаю­щей. При этом следует поощрять ребенка: "Молодец! Посмотри, какие прямые ушки получились у зайчика".

Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической сторо­ны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму ко­торых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, разме­ром и расположением относительно рабочей строки. Следователь­но, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он дол­жен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких про­странственно-количественных отношениях эти элементы объеди­нены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражне­ния на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентиров­ки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа про­водится на листах большого формата и опирается на активную де­ятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бу­маги, ему предлагают выполнить задания типа: "Снежинки пада­ют", "Бабочка на лугу".

Первое упражнение состоит в том, что под руководством пе­дагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои дей­ствия ребенок сопровождает словами: "сверху вниз".

Подобным же образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а за­тем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабоч­ку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: "вверх — вниз", "снизу вверх".

Для отработки движения "слева направо" также используют­ся игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игруш­ками. Например, самолет "разбегается" по взлетной полосе, ма­шина "едет" из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом — слева, а дача — справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: "слева направо".

Ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний помогает игра "Ко­тята разбежались". На фланелеграфе или на листе бумаги разме­щены фигурки трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют мес­то расположения котят: например, в середине. Учитель говорит: "Котята разбежались",— и передвигает фигурки в разных направ­лениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где какой на­ходится котенок. Например: "Серый котенок сидит в правом верх­нем углу, а рыжий — внизу слева" и т. д.

Эта игра имеет несколько вариантов. Например, "Что изме­нилось?": педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и за­помнить. Затем дети выбирают "водящего", тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.

"Дрессированные котята". Ребенок-"дрессировщик" указыва­ет место расположения каждого котенка. Например, черный коте­нок — в середине, а пестрый — внизу справа. Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями "дрессировщика".

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обуче­ние ему связано с требованием правильного и четкого изображе­ния письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием акку­ратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму не­возможно без развития внимания, наблюдательности и таких сло­жных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от то­го, насколько активен ученик, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.Как правильно сидеть при письме.

Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохране­нию зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправле­ны и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (рассто­яние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, со­гнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка немного выступа­ют за край стола и находятся на расстоянии около десяти санти­метров от туловища.

Как расположить тетрадь?

От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того чтобы из­брать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо по­ложить ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполне­ния страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придер­живает ее сверху.

Как правильно держать ручку?

Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку сле­ва, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут на­ходиться внутри ладони или свободно лежать у основания паль­цев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца — около двух сантиметров.

При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходи­мо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подня­ты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следст­вием этого является преждевременное утомление и снижение тем­па письма.

Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.

 

Писать  медленно, правильно и тщательно.

На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действия, которое они должны осущест­вить, а затем закрепить его правильное выполнение и довести до автоматизма путем многократных точных повторений. Требова­ние "пиши быстрее" приводит к тому, что ребенок не успевает за­крепить правильный способ проведения линий. У каждого челове­ка свой темп письма. Стремление педагога ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей каж­дого ребенка может привести к обратному результату. При фор­мировании графического навыка важны правильность и тщатель­ность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5 — 6 минут.

Упражнения для формирования элементарных графических навыков.

Для подготовительных упражнений первоначально использу­ется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой-либо жизненной ситуацией:"домик улитки" (спираль), "лужи", "облака", "солнце" и его "лу­чи" (овал, круг), "волны", "водоросли" (волнистые линии) и т.д. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счет положительного эмоционального на­строя способствуют повышению психического тонуса, а следова­тельно, и эффективности обучения в целом.

Первые задания целесообразно выполнять фломастерами: они не требуют сильного нажима, а линии получаются яркие и привле­кательные. После того как дети научатся пользоваться фломасте­рами, переходят к письму ручкой. При этом взрослый постоянно контролирует, правильно ли сидит ребенок и как он держит фло­мастер или ручку.

Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего отрабатываются ритмические круговые движе­ния руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. На рисунках стрелками указываются направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Дети обводят, например, "до­мик" улитки. Начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать фломастер от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки.

Затем надо "выбраться из домика": ребенок проводит линии, постепенно увеличивая витки до максимального размаха. Так же, руководствуясь направлениями стрелок, дети обводят пунктирные линии на других рисунках. Линии на бумаге целесообразно пред­варять "репетицией" предстоящего движения в воздухе.

Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ученик переходит от широких движений к все более мелким. Действия включены в понятные детям ситуации: большие волны поднимают парусник, от лебедя идут более мелкие волны; прыжки кузнечика и птички; следы, оставляемые коньками фигуристки; чешуйки, которыми надо покрыть тело рыбки; огур­цы и помидоры, которыми надо наполнить банки, и т.д. Для того чтобы детям было интересно, многие задания даются в игровой форме и сочетаются со стихами, считалочками, скорого­ворками.

Затем дети проводят прямые линии и заштриховывают разли­чные геометрические фигуры. Штриховка — это новый этап раз­вития произвольной деятельности ребенка б — 7 лет. Детям прихо­дится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблю­дать одинаковое расстояние между линиями. (Подробнее об этом можно прочитать в книге Е.Н. Потаповой "Радость познания".)

Ребенок начинает осваивать ученическую тетрадь.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на не­линованной бумаге позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того чтобы детям легче было запомнить графическое обозна­чение сложных элементов букв, их связывают с образами реаль­ных предметов (например, прямая с закруглением — ручка зонти­ка). Необходимо соблюдать последовательность графических заданий. Их количество учитель устанавливает в зависимости от состояния мелкой моторики рук своих учеников.

С первых занятий следует приучать детей писать с наклоном и ритмично. Необходимы специальные упражнения, чтобы они по­няли, чем отличается наклонное расположение букв и их элемен­тов от прямого. Важно при этом не торопить детей, а терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения советов учителя, поощряя любой успех. Ребенок затрачивает на техническую сто­рону письма огромные физические усилия, поэтому продолжите-тельность непрерывного письма в подготовительный период обу­чения не должна превышать пяти минут. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению пись­му способствует поддержанию работоспособности школьников, поддерживает их нормальное зрение и правильную осанку, благо­приятствуя коррекции их физического развития.

Чему следует научить детей к концу подготовительного периода?

К концу подготовительного периода учащихся необходимо научить самостоятельно, без помощи взрослого:

— выделять из слова любой звук, находящийся в сильной позиции;

— определять на слух последовательность звуков в словах лю­бой структуры;

— соотносить гласные звуки с буквами;

— правильно и отчетливо произносить предложения;

— отделять в устной речи одно предложение от другого паузой;

— выделять из устной речи слова и предложения;

— употреблять в речи термины "звук", "слово", "предложе­ние", "гласные звуки", "согласные звуки".

Подготовка к обучению грамоте направлена не только на ус­воение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ря­да умений, но и на общее развитие ребенка. Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно формирование до­статочно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.

 

ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и сло­вообразованием. Специальные упражнения, направленные на рас­ширение и накопление "гнезд родственных слов", создают практи­ческую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих со­гласных в корнях слов.

Первоначально учитель сам называет однокоренные слова (при этом термины, конечно, не используются) и предлагает уча­щимся вслушаться в них, обращая внимание на общность звучания и смысла этих слов. Например, после того, как дети выделили звук [ж] из слова пожарник, можно напомнить, что пожарники тушат пожар, машина, которая возит пожарных, называется пожарная машина. Внимание учеников обращается на то, что в словах по­жар, пожарник, пожарная (машина) есть общая часть пожар. В дальнейшем дети по вопросам учителя сами образуют однокорен­ные слова. Так, например, после звукового анализа слова школа учащимся предлагается вспомнить, как называют обучающихся в школе мальчика (школьник) и девочку (школьница). Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя на­ходят, что в каждом из них есть общая часть школ-.

Составление предложений по сюжетной картинке также мо­жет быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, уча­щиеся составляют предложения, используя слова футбол, футбо­лист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая ра­бота может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслу­шиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из не­го отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вы­членять звуки из слова, определять их точное место.

Работа над предложением пополняет словарь учеников име­нами прилагательными. У детей вызывает большой интерес коллек­тивное составление загадок-описаний. Школьники начинают осознавать значение слов какой? какая? какое? какие?, учатся использовать в речи названия признаков предметов. Все это обеспечивает подготовку к изучению во 2-м классе соответст­вующей грамматической темы.

В период подготовки к обучению грамоте учащиеся знакомят­ся с ударением: учатся способу произношения слов с подчеркну­тым выделением ударного гласного, овладевают умением поста­новки знака ударения в схемах проанализированных ими слов.

Указанные направления пропедевтической работы обеспечи­вают перспективность обучения.

 

Оборудование и принятые обозначения.

У учащихся:

  • фишки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые ква­драты со стороной не менее 25 мм или кружки того же диаметра);
  • полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения. Их форма указывает, что при письме любое предло­жение начинается с заглавной буквы                      ;                                                                                       
  • полоски для обозначения отдельных слов в предложении: для первого слова -                              ,

для остальных слов                       .   Длина полосок 25 мм, ширина 10 мм;

  • индивидуальная касса для хранения фишек и полосок;
  • набор цветных карандашей, ручек с красным, синим, зеленым стержнями, фломастеров;
  • небольшая палочка для показа учеником нужного рисунка, схемы;
  • разрезная азбука.

У учителя (для работы у доски):

  • цветные фишки, аналогичные тем, которые имеют учащиеся, но большего размера. Для удобства пользования лучше сделать схемы звукового состава слов, состоящие из двух, трех, четырех, пяти, шести и семи клеточек;

 

  • наборное полотно для схем звукового состава слов;
  • касса для хранения фишек;
  • цветные мелки;
  • набор букв;
  • игрушки, реальные предметы, картины.

Ознакомление с буквами.

Основное внимание и деятельность детей направлены в основном на звуки речи, а не на буквы. Ученики лишь знакомятся с печатными буквами, обозначающими соответствующие звуки: А, а; О, о; ы; У, у; И, и; Э, э. Их постоянно используют дети, заменяя в схемах звуко­вого состава слов фишки, обозначающие гласные звуки, буква­ми. В пособии имеются также упражнения, направленные на со­отнесение звука с буквой, но не включены задания по изучению самой буквы. Однако каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена учащимися. Учителю необходимо исполь­зовать для этой цели разнообразные методические рекоменда­ции, имеющиеся в литературе.

В период подготовки к обучению грамоте наиболее целесо­образен интегрированный урок: одна часть урока отводится на устную работу по уточнению фонематических представлений учащихся, по звуковому анализу и синтезу, практическому озна­комлению с предложением, а другая часть — на подготовку к формированию графического навыка письма.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Во­лина,—М., 1991.
  2. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., 1993.
  3. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
  4. Обучение детей с задержкой психического развития в подго­товительном классе: Пособие для учителя / Под ред. В.Ф. Мачихи-ной, Н.А. Цыпиной. - М., 1992.
  5. Потапова Е. Н. Радость познания. — М., 1990.
  6. Почитаем — поиграем / Авт.- сост. Н.А. Цыпина, И.Н. Вол­кова. — М., 1995.
  7. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. — М., 1971.
  8. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыжен­ской.— М.,1990.
  9. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложе­ния — что это? — Смоленск, 1998.
  10. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь пи­сать. — Смоленск, 1998.
  11. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. —М., 1964.
  12. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащих­ся с задержкой психического развития. — М., 1990.
  13. Шестилетние дети: проблемы и исследования. — Н. Новго­род, 1993.
  14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.,1974.

 

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Kristina (05.08.2016)
Просмотров: 423 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 gluhova1969elena • 16:09, 24.02.2017
Хорошие упражнения для пальцев и кистей рук
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz