РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ,
АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Исследователи утверждают, что до 90% информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы, явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А.Р. Лурия, 1975).
Среди наиболее типических характеристик зрительного восприятия как дошкольников, так и младших школьников выделяется, во-первых, его малая дифференцированность. Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешивают сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.
Во-вторых, дошкольникам и младшим школьникам может быть свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные, несущественные детали, на которые не обратит внимание взрослый, а существенное и важное при этом не воспринимается.
В-третьих, для восприятия детей этого возраста характерна и ярко выраженная эмоциональность: ими в первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Наглядное, яркое, живое воспринимается ими обычно лучше и отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения.
В процессе дошкольного и начального образования происходит постепенная перестройка зрительного восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной и специфической деятельности, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Наблюдающий ребенок следует поставленной перед собой цели, владеет специальными приемами наблюдения, что приводит к обогащению его верными, яркими образами окружающей действительности и служит основой формирования представлений и понятий. В процессе активного наблюдения бывают задействованы различные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей, воспитывать у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты.
Для поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде объектов ребенка высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации безусловно важна и необходима, однако она свойственна далеко не всем первоклассникам. Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта характерны для 40—80% детей. Следствием этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует оказания соответствующей помощи. Кроме того, недостаточная воспитанность восприятия детей выражается и в таком явлении, как отвлечение внимания. Поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет и на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем и т.д.
В целях постепенного овладения детьми дошкольного и младшего школьного возраста техникой зрительного восприятия и развития «умелости взора», рациональными приемами запоминания и логической обработки наглядно представленной информации, взрослые могут использовать игры, игровые задания и упражнения, построенные как на учебном, так и неучебном материале. На первых порах в играх, особенно с детьми дошкольного возраста, следует использовать реальные предметы, и лишь убедившись в том, что им доступны их легкое узнавание, запоминание и правильный анализ, можно использовать реалистические изображения предметов, цветные' и черно-белые предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, выполненные в разной художественной манере, схематические изображения, чертежи и пр. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически гораздо более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный объект, а передает его на плоскости с помощью особых приемов и средств.
Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия
- Назови все красное (круглое, деревянное...)
- Одинаковые по форме
- Ищем сокровище (описание предмета) «Мое сокровище —. маленькое, синее, шелковое, нарядное» (бант на голове у одной из участниц игры) и т.д.
- Рассели жильцов Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).
- Отгадай признак
- Лучший знаток загадок Обязательное условие, которое должно быть выполнено, — предмет-отгадка должен находиться в поле зрения игроков, быть ими виден.
- Чем похожи? Чем отличаются?
- Кто назовет больше признаков?
- Найди в мешочке
Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов
- Найди одинаковые множества Игровой материал для этой игры — коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание— найти парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов.
- Найди отличия Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.).
- Сложи картинку В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки,
- Заплатки
Разложи по порядку
В качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить их по порядку и составить рассказ. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым точным и интересным
Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда
Заметь все!
На наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6—8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5—10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы.
Разложи по порядку
Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ними ряд картинок и запомнить расположение каждой из картинок. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков — восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает тот игрок, кто первым правильно восстановит картинный ряд.
Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.
От светлого к темному
Игровой материал — одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача — как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой. Выигрывает тот, кто быстрее создаст гамму цветовых оттенков.
Шерлок Холмс
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса».
Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3—4 изменений и постепенно увеличивать их число.
Угадай, что изменилось?
Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т.д.). Детям предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие-либо изменения в их расположении. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось в расположении картинок.
Игра может повторяться неоднократно, при этом должно постепенно увеличиваться число картинок, которые в ней используются, а наиболее активные игроки должны быть названы и поощрены.
Какие буквы (цифры) изменили свое место?
Ведущий предлагает детям запомнить расположение букв (цифр)'. Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение в ряду 1—4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места» и правильно восстановить все элементы ряда.
Узнавание и называние стилизованных и схематических изображений предметов
Что продают в магазине?
В этой игре используются стилизованные рисунки — «вывески» магазинов. Задача игроков — узнать, какие товары продают в том или ином магазине (рис. 6).
Дорожная азбука
Игрокам предлагается рассмотреть дорожные знаки, которые встретил на своем пути водитель, и как можно точнее рассказать, как пролегал его маршрут
На что похоже?
Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игр.
Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями — рисовать по очереди будут дети, а отгадывать — взрослый и другие участники игры (рис. 8).

Рис. 8
Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр
Угадай, чья тень?
Детям предлагаются несколько реалистических картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень (рис. 9).

Рис. 9
Волшебные картинки
Игрокам предлагается рассмотреть «волшебные» картинки и определить, какие предметы на них нарисованы. После того как предметы правильно названы детьми, можно предложить обвести их контуры сплошной линией и раскрасить (рис. 10).

Рис. 10
Необычный алфавит
Педагог предлагает детям сначала назвать буквы в таблице (рис. 11), а затем назвать с опорой на нее весь алфавит по порядку.
Ф
|
и
|
ц
|
У
|
к
|
Е
|
н
|
г
|
ш
|
щ
|
3
|
х
|
ъ
|
• •
|
ы
|
В
|
А
|
п
|
р
|
о
|
Л
|
д
|
ж
|
э
|
я
|
ч
|
с
|
м
|
и
|
т
|
|
ь
|
Б
|
ю
|
|
Рис. 11
От 1 до 20 и обратно
Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно (рис. 12). Можно засечь время, которое потребуется для поиска и называния цифр каждому игроку, и тогда победа того или иного игрока будет установлена вполне объективно.
19
|
1
|
17
|
3
|
2
|
12
|
14
|
4
|
15
|
6
|
10
|
5
|
11
|
7
|
20
|
8
|
9
|
13
|
16
|
18
|
Прослеживание взором наложенных линий, узнавание зашумленных или наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала)
Лабиринты
Рисунок под дождем
Детям предлагается рассмотреть рисунок и назвать, какие предметы, геометрические фигуры, буквы и цифры были изображены на нем до того, как пошел дождь (рис. 16).

Рис. 16
Наложенные и скрытые изображения

Рис. 17. Сколько мыльных пузырей получилось у Незнайки?

Рис. 18. Кто спрятался в кустах?

Рис. 19. Какие буквы, алфавита спрятаны здесь?
Рис. 20. Сколько предметов на рисунке?
Какое слово зашифровано?
Взрослый предлагает детям назвать все буквы, которые они видят на рисунке, и сосчитать их количество (рис. 21). После того как дан правильный ответ, устраивается соревнование — кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?
Рис. 21 Склеенные слова
Для игры детям предлагаются карточки, содержащие «склеенные» (т.е. соединённые без пробелов) слова. Задача игроков — отделить слова друг от друга вертикальной чертой и посчитать общее количество слов в каждой строке, например:
слонкорова туфликорзиначасы. фартукписъморадугасвет аеснякроватьсанкимедведьчерепаха коверпонисамолетперчаткисекундамальчики
Найди слова
Для игры необходимо подготовить карточки по числу играющих детей с буквенным текстом, в котором «спрятаны» разные слова, например:
сивренудысупдлдроваибмтегмирыдушсиренъйфф фанерасверцуктарелкайцйцкчайхгродкастрюлявар кдегкощказимаваренъеывакждежизнъвасфконькен пмтилнрозакдалегкарентавакнстмсеменаждцапляк сольпаркеузэхвоябдложээкскаваторваренкщйцхвбч ваенсолнцепрпарадибтълработаывугхуходпорохалв
Каждому игроку необходимо как можно быстрее найти такие слова и подчеркнуть их. Для повышения интереса и азарта детей время выполнения задания можно ограничить тремя минутами. Выигрывает тот, кто первым правильно подчеркнет все слова.
Нахождение заданного изображения (геометрической фигуры, буквы, цифры) в ряду других, сходных
Рис. 22. Найди одинаковые морковки
Рис. 23. Сколько пар носков?
Рис. 24. Найди двух одинаковых бабочек
Рис. 25. Раскрась одинаковые геометрические фигуры
Рис. 26. Зачеркни все многоугольники
А
|
В
|
Ю
|
3
|
Д
|
А
|
Ю
|
р
|
А
|
А
|
Ш
|
К
|
Ф
|
А
|
И
|
Л
|
А
|
Х
|
Рис. 27. Обведи одинаковые буквы
329725 142692 826273
Рис. 28. Подчеркни все двойки
Корректоры
Игровая задача — как можно быстрее найти в предлагаемом и одинаковом для всех участников игры тексте (напри-
1' мер, в отрывке из художественного произведения, газетной статье или на странице учебника) одно—три заданных ведущим слова. Отыскав слова, их необходимо подчеркнуть или обвести кружком. Итог игры и определение лучшего «корректора» проводятся коллективно.
Что зачеркнуть, что подчеркнуть
До начала игры педагог, разделив доску пополам, на каждой из ее частей пишет ряд предложений, а затем закрывает написанное экраном. Количество предложений зависит от возраста играющих.
Дети делятся на две команды и к доске выходит по одному игроку от каждой команды. Им предстоит внимательно прочитать написанное на доске (экран убирается), зачеркнуть в словах все буквы А и подчеркнуть буквы И (или по договоренности какие-либо другие). На это отводится 2—3 минуты. Выполнение задания игроками проверяется командой-соперницей и на основании этого определяются победители.
Расшифруй письмо
Взрослый зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Выигрывает тот, кто первым правильно расшифрует (прочитает) слово
:• Вариант игры — дети сами «кодируют» с помощью выбранных значков слова и предлагают их друг другу прочитать.
Буквы заблудились
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место (рис. 30). В игре может принимать участие весь класс, она также может быть проведена в малой группе, в парах.
Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях
Рис. 31. Сравни картинки и найди между ними отличия. Закрась столько окошек, сколько отличий ты обнаружишь в рисунках
Рис. 32. Сравни картинки и найди между ними пять отличий
Рис. 33. Сравни картинки и найди между ними семь отличий
Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом
Нарисуй целое
Для игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Педагог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать ее. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.).
Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе
Рис. 35. Чем похожи предметы?
Рис. 36. Разложи по группам
Рис. 37. Найди лишнюю фигуру
Рис. 38. Четвертая — лишняя
Определение на предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей
Рис. 45. Что неправильно нарисовал художник?
Рис. 46. Так бывает или нет?
|